Культура Trance
Тематика дизайнов
Наиболее распространенными темами транс-дизайнов являются: космические темы (например, изображения астероидов, летящих сквозь космос или планет с кратерами и фантастическими пейзажами), особое место также отводится теме фантастических и инопланетных существ, которые часто изображаются в связи с различными галлюциногенными растениями, чаще всего мухоморами (например, alien , спящий на мухоморе, или alien теперь уже съедающий мухомор, и даже мухомор, верхняя часть ножки которого представляет собой голову alien’a со светящимися флуоресцентно-зелеными глазами). Как не странно, не смотря на все обилие изображений мухомора в дизайнах транс-вечеринок, очень редко можно встретить трансера, вообще когда-либо употреблявшего этот гриб в качестве галлюциногенного средства. Кроме космических тем, в дизайнах можно встретить также фантастические изображения природы (особенно растений) – очень популярна тема леса, все с теми же мухоморами, или пейзажи с изображениями псилоцибиновых грибов, цветов и луны. Кроме того, немаловажное значение в трансовом дизайне играют восточные темы: индийская религия и мифология и китайская философия. Особенно часто в художественных изображениях на транс вечеринках, в квартирах трансеров, в их одежде, на полотнах и т. п. можно встретить фигуру индуистского божества Шивы-Натараджи (Танцующий Шива). Скорее всего, транс-культура отдает предпочтение именно этому индийскому божеству в связи с тем, что мифически он исполняет космический танец созидания и разрушения, что как нельзя лучше перекликается идеологической и даже внешней стороной самой транс-культуры. Наверное, не будет преувеличением назвать Шиву-Натараджу одним из главных, если не самым главным символом транс-культуры. Изображение танцующего Шивы, служило, например, логотипом первой трансовой саунд системы – Aerodance Corporation, а слово Aerodance практически буквально означает «космический танец». На втором месте по популярности среди транс-изображений из индийской мифологии находится образ Ганеши - сына Шивы, божества с человеческим телом и головой слона. Кроме Шивы и Ганеши, встречаются изображения и других божеств индуистского пантеона – Вишну, Кали, Ханумана. Из Китайской философии трансерами позаимствовано изображение знака Инь-Ян, так же часто используемое в разного рода дизайнерских работах. Вторым главным символом-изображением, наряду с Шивой, является изображение индуистского символа-звука Аум (или Ом). Этот символ можно встретить не только в профессиональных дизайнерских проектах, но и в среде простых тусовщиков, которые могут изображать этот знак везде, где только возможно, начиная уличными стенами, заканчивая тыльной стороной компакт-дисков с транс-музыкой. Также часто встречающимся среди трансовой атрибутики является знак Свастики, расцениваемый, безусловно, вне отношений данного древнего знака с фашистской символикой. Кроме что-либо обозначающих дизайнов, особое место в декоративной атрибутике занимают векторные орнаментоподобные изображения. Все вышеописанные темы дизайнов используются не просто в качестве декоративных элементов. Все эти знаки, фигуры и изображения непосредственно являются главными атрибутами транс-культуры и используются трансерами во многих направлениях. Например, в обстановке их квартир часто встречаются индийские полотна с изображениями Ома, Шивы, Ганеши и т.п., статуэтки Шивы, Будды и др.
Одежда трансеров
Наиболее излюбленной одеждой транс-молодежи являются брюки-клёшь, видимо, пришедшие из традиции хиппи. Часто в прямые штаны трансеры сами вшивали вставки из другой ткани, чтобы расклешить их штанины внизу. Брюки-клешь носят практически все трансеры, независимо от пола. Другим часто встречающимся предметом их одежды является «кенгуруха» - теплая кофта на молнии с капюшоном, которая, так же как и «клеша», является предметом одежды унисекс. Кроме того, очень широко распространены различные кофты и майки с изображениями на них индийских божеств, и остальных перечисленных в предыдущем разделе атрибутов. Нередко встречается различная этническая одежда и другая атрибутика, особенно украшения. В качестве нашейных украшений часто используются кулоны, например, в виде Ома, различные деревянные, чаще всего сандаловые-индийские или металлические-африканские, бусы. Также транс-молодежь носит разного рода «феньки» и браслеты, и, опять же, в данном случае предпочтение отдается сделанным из дерева. Одежда для вечеринок представляет собой тоже своеобразный элемент дизайна. Очень часто встречается одежда, выполненная в стиле psychedelic, и отличающаяся все теми же яркими флуоресцентными цветами рисунков, специальными геометрическими дизайнами для термопереноса, способными не только светиться в свете ультрафиолетовых ламп, но и отражать обычный свет, и другими декоративно-психеделическими атрибутами. В мире существует немало профессиональных лейблов, занимающихся созданием транс-одежды. Известными российскими лейблами, работающими в данной области являются уже упоминавшаяся дизайн-группа Chillout Planet и СHEELCUT fluro fashion dimension. Кроме профессиональных, существует также немало других лейблов, занимающихся созданием психеделичной одежды и работающих в домашних условиях. Одни из них, создают компьютерные дизайны, которые потом переносят на одежду в виде термопленки, другие шьют, а затем разрисовывают одежду, создавая эксклюзивные ручные работы.
Вечеринки
Если время окончания вечеринки может варьироваться в зависимости от многих факторов, время начала, все же всегда остается достаточно стабильным и приходится приблизительно на 23-24 часа. Несмотря на это, редко кто приходит на вечеринку к самому ее началу – большинство людей предпочитает приходить в промежутке между 1:00 и 2:00 часами. Диджеями и музыкантами это время считается не самым лучшим для выступления, поэтому организаторам приходится четко планировать последовательность сетов: в начало вечеринки обычно ставятся менее популярные или начинающие диджеи и музыканты. К двум часам ночи, когда клуб чаще всего уже заполнен эстафета выступлений постепенно переходит к все более и более известным и профессиональным музыкантам. Список участников вечеринки называется «состав», а расписание выступлений по времени – «line up». На вечеринке одновременно могут работать от одного до трех танцполов и один чиллаут с медленной музыкой в стиле psychedelic ambient. В отличие от многих других стилей танцевальной музыки, на транс-мероприятих «диджейка» всегда находится в центре одной из сторон танцпола, так что диджей всегда оказывается перед танцующими людьми на чем-то, вроде трибуны. И, как это не странно, все люди танцуют, находясь при этом лицом к диджею (практически невозможно встретить человека, танцевавшего бы боком или, тем более, спиной к диджею), что говорит об особом, уважительном отношении к нему. Со временем меняется и музыка, как это уже было замечено в главе об истоках транса (цитата Гоа Гил). Начало вечеринки не отличается особой интенсивностью музыки, постепенно к 2 часам ночи музыка начинает становиться все более и более жесткой и сложной (интеллектуальной), достигая своего пика к пяти часам, напряжение в музыке начинает спадать и к семи часам утра звучание приобретает особую легкость и мелодичность. Как следствие такого процесса, существует деление в пределах психеделик-транса на Night trance или Dark trance , звучащий соответственно в кульминационный момент вечеринки, и Morning trance , соответствующий последним ее часам. Однако эта градация основана именно на временных аспектах соответствия и не имеет ничего общего с уже приведенным выше описанием направлений psy-транса, различающихся особо специфическими чертами звучания. То есть, два трэка, отличающихся по направлениям, очень часто могут одновременно соответствовать, например, night трансу. Кульминационный момент вечеринки сопровождается не только особой музыкальной напряженностью, он также обладает и визуальной стороной. Во время выступления наиболее популярных музыкальных проектов на сцене начинаются различные шоу-представления, имеющие своей целью придать апогею вечеринки особый акцент значимости. Это могут быть, например, танцоры в невероятных fluoro-костюмах, или факиры, устраивающие представления с огнем. Все эти выступления в полной мере совпадают с музыкой, звучащей в их момент – они являются отработанными годами на транс-вечеринках, поэтому имеют особый успех. Все участники таких «show-performance» сами непосредственно принадлежат к транс-культуре и создают искусство именно в рамках транса. В этой связи можно назвать несколько групп людей, задействованных именно в этом аспекте культуры: танцевальное шоу «Театр Квасса», образовавшееся еще в 1995 году, и входившее в состав Aerodance Corporation, проект «Tandava», до недавнего времени занимавшийся устроением «fire show», танцевальное шоу «NRG MDS» и многих других. Кроме танцевальных и огненных шоу, на транс-вечеринках можно встретить и музыкальные выступления, связанные с игрой на живых инструментах, например барабанах. Как правило такие выступления происходят не на главной сцене, а в чиллауте. В дополнение к дизайну вечеринок, для придания дополнительного антуража, организаторами устанавливаются дым-машины , прожекторы, лазерные установки и другое оборудование. В упоминавшемся ранее клубе Proton, например, имелась машина, создающая искусственный снег, который потом кружил над танцполом. Напоследок можно упомянуть здесь и запахи индийских благовоний, которые неизменно сопутствуют всем транс-мероприятим, да и всей транс-культуре в целом
Искусство в рамках культуры
Как уже было замечено ранее, в рамках транс-культуры существует немало творческих сообществ, творящих для нее и зарабатывающих этим себе на жизнь. Чаще всего, люди начинают заниматься искусством, осознав, свою обособленность от остального общества, не желая работать так, как это делает большинство людей в мире. Эту, достаточно распространенную точку зрения трансеров уже можно было проследить в первой главе, где приведены цитаты транс-музыкантов относительно того, как изменилась их жизнь после того, как они оказались в культуре. Транс-культура становится для этих людей чем-то вроде второго дома, она же вдохновляет их в делах, она же кормит их. Так, творческая сторона оказывается одной из самых развитых в культуре. Самыми распространенными видами искусства в транс-среде, несомненно, являются музыка, шоу и различные виды изобразительного искусства. Так как о музыке было уже немало сказано выше, следует подробнее остановиться на изобразительном искусстве. Роспись по ткани – самый часто встречающийся тип. Художники рисуют так называемые «флюро-полотна» на различные темы, также уже описанные выше - в главе «Атрибутика транс-культуры». Готовые работы либо продаются частным лицам или промо-системам , либо сдаются их владельцами организаторам мероприятий на время их проведения. Кроме флюро-полотен эти люди могут также заниматься росписью помещений или рисовать картины в стиле psychedelic-арт. Другой тип изобразительного искусства связан с векторной компьютерной графикой. В транс-культуре существует немало web-дизайнеров или просто графиков, занимающихся созданием интернет-сайтов или других графических объектов. Этот вид деятельности немаловажен для организаторов вечеринок, которые в целях анонсирования своего мероприятия нанимают таких людей для создания «флаеров» - небольших карточек рекламного типа из достаточно плотной бумаги и имеющих декоративное оформление, на фоне которого размещается вся необходимая информация о предстоящем мероприятии. И, так же, уже опоминавшейся творческой деятельностью в рамках транса, является создание одежды и различной атрибутики для транс-молодежи. Кроме одежды, это могут быть и различные кулоны, серьги, браслеты, сумки, кошельки, рюкзаки и даже флуоресцентные поделки-статуэтки, сделанные из специального застывающего пластилина или целые произведения искусства из папье-маше. Множество людей, отказавшись от карьеры в рамках общества, начинают заниматься искусством в рамках транс-культуры. Таким образом, культура сама себя кормит. Деньги, зарабатываемые таким путем, редко бывают большими, но те, кто именно так зарабатывает на жизнь, чаще всего достаточно спокойно относятся к деньгам. Таким образом, по их словам, они занимаются тем, чем им хотелось бы, при этом, не боясь умереть с голоду
Наверх